Ресторанные ведомости Restoranoff
ProFastFood
Быстрое развитие быстрого питания

От первого лица

Быстрое развитие быстрого питания

В последнее время эксперты отмечают стремительную динамику роста сети SUBWAY в России: идет активное развитие рынка быстрого питания, и отечественные предприниматели проявляют все больший интерес к приобретению франшиз.
О прошлом, настоящем и будущем сети мы говорим с вице-президентом SUBWAY в России Геннадием Кочетковым.

— Когда и как начиналось развитие сети SUBWAY в России? С какими трудностями становления вам пришлось столкнуться? 

— Сеть начала активное развитие на рынке в 2004 году, открыв свой первый ресторан в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. В течение первого года в России заработали еще семь ресторанов, сейчас их в стране более 370. 

— Как выглядит картина в России в сравнении с другими странами? 

— Российский офис стал лидером по развитию собственной сети среди европейских стран, открыв, по итогам прошедшего года, более 60 процентов всех новых ресторанов быстрого питания в Европе в системе SUBWAY. По темпам роста объемов продаж, рентабельности и эффективности индивидуальных ресторанов рынок SUBWAY России входит в первую пятерку национальных рынков среди сотни стран присутствия сети. К тому же быстрый рост сети в нашей стране обусловлен прозрачной и выгодной схемой франчайзинга, которую предлагает компания.

— Как сеть пережила время финансового кризиса? Ощущаете ли последствия сейчас? 

— Сеть расширяет свою географию, увеличивает количество открытых заведений. В кризисный период многие наемные работники оказались «за бортом». При этом стремление активной части населения обеспечить себе и своим близким приличный уровень жизни никуда не исчезло. Сегодня мы видим, что таких людей становится все больше и они не боятся работать на себя.

— Аналитики подчеркивают стремительную динамику роста сети SUBWAY, которая, как утверждают эксперты, приживалась на российском рынке с большим трудом. Чем вы объясняете этот успех? 

— Мы предлагаем четкую и прозрачную схему ведения собственного бизнеса под эгидой известного мирового бренда. При этом объем начальных инвестиций и срок их возврата несопоставимы с условиями, предлагаемыми в ресторанном бизнесе другими компаниями. Более того, открыть свой  ресторан без достаточного опыта работы весьма затруднительно, а с SUBWAY это возможно. Компания предусматривает постоянное обучение, развитие и поддержку собственных франчайзи. Кроме того, у нас демократичный подход к ведению бизнеса. 

— Увеличение числа ресторанов быстрого питания сети SUBWAY наблюдается по всей России. Однако регионы у нас развиваются крайне неровно. Где развитие вашей сети идет быстрее, где медленнее? Какова специфика работы в регионах?

— Специфика заключается в том, что приход нового бренда в регионы всегда происходит по-разному. В любом случае нужно учитывать фактор наличия или отсутствия конкуренции в целом, а также выстраивать ценовую политику с учетом местных особенностей. Во многих городах нет больших торговых комплексов, нет фудкортов, поэтому часто развитие бренда сопряжено с формированием торговых зон. Помимо Москвы и Московской области среди городов с большей предпринимательской активностью наши эксперты отмечают Краснодар, Пермь, Ростов-на-Дону, Челябинск. Во многом успех сети обусловлен высокой узнаваемостью бренда, а также благоприятной экономической ситуацией для развития ресторанного бизнеса. 

— А как вы добиваетесь этой высокой узнаваемости? 

— Прежде всего у нас высокие международные стандарты ведения бизнеса и всегда свежая, здоровая еда. Это ключевые конкурентные преимущества SUBWAY. Недавно в восьмой раз состоялось ежегодное собрание франчайзи, поставщиков и потенциальных партнеров сети со всей России. Такие собрания проходят в формате форумов и живого общения, где участники не только делятся своим опытом, но и узнают о мировых темпах развития сети, актуальных трендах. Кроме того, SUBWAY участвует в профильных выставках, в также поддерживает развитие франчайзинга как модели бизнеса путем проведения профессиональных конкурсов для представителей СМИ.

— McDonald’s до последнего времени не продавал франшизу ресторанов быстрого питания в России, некоторые сети используют комбинированный подход: часть заведений — собственные, часть — открыта по франчайзингу. А какую модель практикуете вы? 

— SUBWAY во всем мире развивается по франчайзингу — у каждого ресторана есть свой владелец, и Россия в этом плане не исключение. Благодаря такой схеме сеть сегодня присутствует во всех регионах страны и именно там, где рестораны быстрого обслуживания наиболее востребованы, то есть местные игроки сами прогнозируют конечный результат.

— Какие вложения потребуются, чтобы купить франшизу ресторанов быстрого питания SUBWAY,  какова в среднем их окупаемость? 

— На открытие одного ресторана требуется от 4,5 млн рублей, срок принятия решения составляет 2—2,5 месяца с момента подачи заявки. На открытие второго, третьего и последующих ресторанов срок составляет от 1 до 2 месяцев. Средний срок окупаемости — 1,5 года. 

— Каковы особенности вашего формата? 

— Он предусматривает возможность открытия ресторанов на площади от 40 кв.м. Ввиду того, что не требуется отдельная кухня и приготовление сэндвичей происходит при непосредственном присутствии заказчика, оставшаяся свободная площадь может быть отведена под размещение столиков. Четкого количества посадочных мест нет. В настоящий момент открыты как отдельно стоящие рестораны, так и рестораны на фудкортах торговых центров. Основными критериями к выбору точки для нас являются проходимость, наличие подходящего помещения, а также налаженная инфраструктура, возможность подключения воды и электроэнергии.

— До 2005 года большую часть ингредиентов, в том числе хлеб, франчайзи SUBWAY возили из-за границы. Как сейчас обстоят дела с поставками продуктов? Насколько ваши рестораны свободны в выборе поставщиков компонентов?

— В настоящий момент существует единая схема поставки продуктов в рестораны. Это необходимо для того, чтобы контролировать качество и обеспечивать высокие стандарты сервиса. При этом SUBWAY оказывает поддержку местным производителям. Посетитель ресторана в Краснодаре дополнит сэндвич помидором, выращенным там же, на юге России. При этом не стоит забывать о том, что часть продуктов, например, оливки, не может быть выращена в России, ее приходится закупать. Компания всегда открыта к инициативе своих франчайзи развивать и совершенствовать сеть поставок. Главное, чтобы производитель и поставщик соответствовали требованиям сети. 

— И каковы эти требования?

— Они абсолютно прозрачные, такие же, как у большинства ресторанов: качество и свежесть, наличие расширенного ассортимента, круглосуточная своевременная доставка, приемлемые цены, отсрочка платежа за поставленную продукцию.

— Как осуществляется контроль над качеством продукции?

— Состояние продуктов контролируется каждый час сотрудниками ресторана. Например, овощи, потерявшие привлекательный внешний вид, а значит, свежесть и вкусовые качества, заменяются новыми. 

— Планируете ли расширение или обновление меню? Какие новинки думаете вводить? 

— Уникальность формата SUBWAY в том, что любой желающий может собрать сэндвич, исходя из собственных предпочтений и настроения. Каждый раз его выбор может быть не похож на предыдущий. В меню мы предлагаем базовые варианты, с гармоничным вкусовым сочетанием ингредиентов, но даже их легко дополнить или изменить по желанию заказчика. 

— SUBWAY считают одним из основных конкурентов McDonald’s на российском рынке. Каковы ваши конкурентные преимущества?

— Прежде всего SUBWAY предлагает небольшие первоначальные инвестиции для каждого предпринимателя, а также короткие сроки окупаемости ресторана. Именно эти два фактора позволяют присоединиться к нам и прибыльно вести свой бизнес.

— Что вы думаете о перспективах развития сети в России? 

— Перспективы есть, рынок фастфуда растет, появляются новые площадки, растет спрос в регионах. SUBWAY ставит своей целью открыть к 2015 году в общей сложности 1300 ресторанов.

— А как вам видится будущее сегмента фастфуда в целом?

— Развитие этого сегмента в нашей стране идет интенсивными темпами, за последние 20 лет на него вышли практически все лидеры мирового рынка быстрого обслуживания. В ближайшее время конкуренция будет расти, но емкость рынка пока позволяет практически всем игрокам чувствовать себя комфортно. Сегодня Россия по потреблению серьезно отстает от стран, где развита система фастфуда.

— Что можете посоветовать предпринимателям, подумывающим о том, чтобы приобрести франшизу ресторанов быстрого питания?

— На данный момент активная часть населения осознает все перспективы ведения собственного бизнеса. Нюанс заключается в том, что многие не решаются пойти в ресторанный бизнес без предварительного опыта. Но в нашем случае даже его полное отсутствие не скажется на процессе. Мы предлагаем не только помощь в открытии ресторана, но и обучение владельца и его сотрудников, а также постоянные консультации по развитию ресторана. При выборе франшизы могу посоветовать ориентироваться прежде всего на следующие основные моменты: объем инвестиций, требования к помещению, прозрачность построения бизнеса, роялти, окупаемость проекта, затраты на содержание, помощь и обучение компании-франчайзера. Нужно сравнивать и выбирать лучшее.


Решения
Фастфуд для гостей, а не для себя
Истории успеха
Эффект Chipotle в действии
Решения
Наглядное пособие для новичков стритфуда