Ресторанные ведомости Restoranoff
ProFastFood
Ключевое звено

Менеджмент

Ключевое звено

Качество продукции в ресторанах быстрого питания часто зависит от поставщика, поэтому к его выбору следует подходить осторожно.

Fomenko.jpg
Михаил Фоменко, 
директор по закупкам и обеспечению качества 
BURGER KING RUSSIA
Москва


1. Основные требования к поставщикам

Одно из основных требований к поставщику — эффективная система управления пищевой безопасностью, сертифицированной по международным стандартам GFSI (Global Food Safety Initiative). Желательно, чтобы в компании использовались современные автоматизированные производственные линии — такое оборудование позволяет гарантировать соответствие показателей качества нашим требованиям. 

Мы всегда оцениваем, насколько отлажена система приема и обработки заказов и своевременности доставки. Продукция должна поставляться строго по графику — отход от него может нанести вред бизнесу. 

Еще один важный пункт — соблюдение установленных в спецификации условий хранения и транспортировки товара. Важно, чтобы поставщик обладал страховым покрытием ответственности перед третьими лицами. Финансовый лимит зависит от товарооборота и категории продукта. 

2. Критерии отбора продуктов для фастфуда

Для нас важно, чтобы продукция обладала стабильным качеством и пищевой безопасностью на всех этапах технологического процесса. Срок годности должен быть достаточным для дистрибуции и реализации в масштабах сети. Высокая степень готовности полуфабрикатов позволяет нам обеспечить необходимую скорость обслуживания. Всегда следим за соотношением цены и качества. Скажем, нестабильное качество мясных полуфабрикатов или овощей может привести к ощутимым потерям. 

Мы не гонимся за самой низкой ценой на рынке, наш приоритет — качество.

3. Правила работы с поставщиками

С момента выхода BURGER KING на российский рынок специалистами компании был разработан комплекс правил по взаимодействию с поставщиками. С целью защиты бренда подписывается договор о неразглашении коммерческой информации. При разработках новых продуктов составляется отдельное соглашение, гарантирующее защиту интеллектуальной собственности. Поставщики должны быть готовы справиться с ростом объема заказов при развитии сети, следовательно, необходимы финансовые ресурсы для модернизации линий и расширения площадей. Нужна мотивация для выстраивания долгосрочных, стратегически взаимовыгодных отношений. 

Далее проводится аудит производства. По результатам ежегодных проверок формируется рейтинг поставщиков. Для каждого продукта разрабатывается и утверждается спецификация, при этом мы всегда анализируем эффективность производства и оптимизируем технологический процесс, чтобы снизить затраты контрагента там, где это возможно. 

Для нас важно, чтобы поставщик был ориентирован на автоматизацию планирования и обработки заказов. Желательно наличие ERP системы и электронного документооборота. Кроме того, у него должна эффективно работать система обработки жалоб и, соответственно, оперативного выявления и устранения причин несоответствий.

4. Решение вопросов логистики

Мы придерживаемся централизованной системы логистики. Таким образом, один партнер является распределительным центром и снабжает всю сеть, филиалы в регионах. Нами определены и зафиксированы единые стандарты на всех этапах работы: строгое соблюдение температурных режимов при хранении и перевозке товара, наличие мультитемпературного транспорта, системы мониторинга, автоматического приема и обработки заказов.

5. Преимущества работы с поставщиками сетевых проектов

Преимущества, которые предлагает подобное сотрудничество, очевидны — это совместные разработки новых продуктов, низкие затраты, лучшее качество товара. Поставщики сетевых проектов также получают выгодные условия: стабильные объемы заказов, стремительное развитие вместе с партнером, естественное стимулирование постоянной работы над повышением эффективности и расширением ассортимента.

6. Российские и зарубежные поставщики — плюсы и минусы

При работе с отечественными поставщиками исчезают такие риски, как запрет импорта и зависимость от курса валют. Эти аспекты крайне важны для сетевых компаний, поэтому специалисты BURGER KING придерживаются мнения, что по ключевым категориям товаров основной объем должен поставляться локальными партнерами. 

Однако не стоит забывать, как сложно найти российскую организацию, чьи системы управления качеством и безопасностью соответствуют международным стандартам. 

Также возникают сложности с соблюдением рыночной дисциплины: зачастую мы сталкивались с нежеланием работать прозрачно, по открытой калькуляции, с большой отсрочкой платежа. Кроме того, из-за особенностей конъюнктуры отечественного рынка стоимость некоторых видов сырья значительно выше, чем за рубежом. Соответственно, такой продукт гораздо выгоднее импортировать. 

7. Как сделать поставщиков постоянными партнерами

Для того чтобы выстроить долгосрочные отношения с партнерами, BURGER KING оформляет договоры на взаимовыгодной основе. Сформирована прозрачная система: рост сети фастфуда прямо пропорционально влияет на рост объемов поставщика, соответственно, мы получаем более низкую цену. Кроме того, мы определяем маркетинговый бюджет и программы стимулирования продаж вместе с партнерами. Ведем разработки, рассматриваем возможности реализации интересных проектов вплоть до совместного инвестирования в производство. 

8. Как оптимизировать систему закупок

Чтобы оптимизировать систему закупок, нужно находить новых поставщиков, создавая конкурентную среду по ключевым категориям товарной номенклатуры и выстраивая взаимовыгодные отношения. Лишь после этого начинаются полноценные тендеры. 

Компании, зарекомендовавшие себя как надежные партнеры, могут получить определенные преимущества. Главной мотивацией для поставщика становится развитие сети, которое даст ему рост объемов. Важно грамотно планировать поставки. Например, компании, снабжающей нас мясными полуфабрикатами, необходимо заранее закупать сырье, поэтому информация по объемам предоставляется ей заранее, на квартал вперед, и уточняется помесячно. 

Требуется наладить аутсорсинг рутинных закупок. Организация отбирает поставщиков, развивает их, договаривается о стоимости, оценивает по комплексному критерию, но саму закупку осуществляет распределительный центр, задачей которого является разместить вовремя заказ, принять поставку, осуществить доставку по всем ресторанам согласно графику. 

Решения
Фастфуд для гостей, а не для себя
Истории успеха
Эффект Chipotle в действии
Решения
Наглядное пособие для новичков стритфуда