Ресторанные ведомости Restoranoff
ProFastFood
Location, location, location

Маркетинг

Location, location, location

Эта знаменитая формула, столь важная для любых предприятий питания, для ресторанов быстрого обслуживания актуальна вдвойне. И причин тому множество.

Если в заведение высокой кухни гости порой готовы ехать на другой конец города, а в пивной ресторан – за несколько кварталов, то фастфуду на это рассчитывать не приходится. Ему важны каждое мгновение и каждый метр, отделяющий его от гостя. Ведь быстрая еда в половине случаев – импульсная покупка.

Сетевые рестораны развиваются по принципу шаговой доступности, то есть они буквально «преследуют» потенциального клиента на всем его пути. Где бы человек ни находился, сеть должна предложить ему свои услуги.

Успех ресторана быстрого обслуживания напрямую зависит от правильного выбора района, улицы, здания, а иногда и этажа, на котором он расположен. Выбирайте места с наибольшим трафиком, удобные для подхода и подъезда, особенно на начальном этапе, когда ваш бренд еще не может работать на привлечение гостей в полную силу.

Фастфуд должен быть заметен! Каждая точка просто обязана быть на виду, чтобы случайный прохожий или постоянный клиент мог его найти, причем запросто.

Готовясь открыть новый ресторан, проведите разведку на местности. Чтобы собрать сведения о районе, в котором планируется открытие, вовсе не требуется опыт Штирлица.

Очевидно, что фастфуд в спальном районе, на удалении от основных дорог, принесет больше проблем, чем прибыли. А наличие вокруг новой точки офисов, бизнес- и торговых центров, равно как и вещевого или продуктового рынка, стадиона, кинотеатра или вуза, наоборот, будет способствовать увеличению числа клиентов.

Кстати, рестораны одной сети, расположенные в разных районах города, имеют некоторые отличия целевой аудитории. Это зависит от окружения конкретной точки. Скажем, если по соседству с одним заведением находятся вузы, а с другим – офисные центры, то в первом случае основными клиентами станут студенты, а во втором – менеджеры.

Информацию о районе, социальном и финансовом состоянии его обитателей можно почерпнуть, посетив передприятия конкурентов, расположенные неподалеку от места, где вы планируете открыться. Посмотрите, что у них в меню, какие цены, кто к ним ходит, что заказывает…

Имеет значение каждая мелочь, ведь очень скоро вам придется конкурировать за гостей с соседями, поэтому ваши цены должны быть интереснее, блюда – вкуснее, а персонал – улыбчивее.

Отсутствие в выбранном районе других предприятий питания должно вас насторожить. С одной стороны, это может говорить о нерасторопности конкурентов (вы в это верите?), с другой – о его бесперспективности.

Погуляйте по этому району час-полтора – для выяснения истины вполне достаточно, – посмотрите на жилые дома, здания предприятий, достопримечательности и особенно на прохожих: будут ли эти люди к вам ходить?
 
Практически в любом городе мира самым рейтинговым местом для открытия точки фастфуда (да и любого ресторана вообще) будет центр города. Здесь всегда многолюдно, тут расположены органы власти, офисные комплексы, учебные заведения. В центре больше туристов, а в выходные и праздничные дни – молодежи и семей с детьми.

Можно изначально сориентироваться на обслуживание определенной целевой аудитории, например, туристов, если ваша точка будет находиться на туристическом маршруте, или сотрудников офисного центра, расположенного напротив. Но в большинстве случаев выгоднее универсальность – стремитесь охватить максимально широкую аудиторию, реализовав все преимущества «центрового» месторасположения.

Впрочем, при всей привлекательности центр имеет и свои минусы.

Прежде всего они касаются площадей. Поиск подходящего помещения в центре города значительно осложняется немногочисленностью предложений и, как правило, запредельно высокой арендной платой.

Кроме того, в старой части города в основном сосредоточены здания, не приспособленные для ресторана. Создание в них точки фастфуда с соблюдением всех требований, предъявляемых к ремонту и реконструкции, подчас ложится на плечи ресторатора тяжким бременем.

И даже отремонтировав помещение, вложив средства в технологическое обустройство и интерьер, владелец ресторана не может быть до конца уверен в том, что его оттуда не выставят по окончании срока договора аренды, а то и до его истечения, – примеры, к сожалению, на рынке встречаются.

Наконец, еще один минус расположения в центре – высокое количество конкурентов. Если в районе уже работают два десятка предприятий питания, стоит задуматься, а так ли здесь необходимо открыть еще одно.

К счастью, потенциальные клиенты заведений фастфуда живут, работают и отдыхают не только в центральной части города, поэтому при принятии решения об открытии новой точки нельзя не пользоваться преимуществами других районов.

А они очевидны – меньшая ставка арендной платы, устойчивая аудитория посетителей, значительно больший выбор площадей, пригодных для открытия.

В проекты современных домов и коммерческих зданий, как правило, заранее закладывается возможность размещения на первых и цокольных этажах предприятий питания.

Нередко с застройщиком можно договориться об открытии своего заведения еще на стадии котлована, чтобы будущее  помещение изначально было адаптировано под ваши нужды.

К тому же, заключая договор об аренде еще на стадии строительства, вы, скорее всего, сможете добиться для себя значительных привилегий при обсуждении сроков аренды и размеров арендной платы. Естественно, любая сделка с недвижимостью подразумевает участие опытного юриста, который проверит законность документов и сможет отстоять ваши интересы.

Кстати, о сроках. Конечно, помещение под ресторан лучше приобрести в собственность, но при нынешних ценах на недвижимость это под силу немногим. Поэтому постарайтесь заключить договор аренды на длительное время – это станет гарантией нормального, поступательного развития бизнеса.

Если говорить об идеальном варианте месторасположения фастфуда, таковым видится сеть, состоящая из заведений, открытых в разных частях города (еще лучше – буквально повсюду) и даже необязательно только в местах с высокой проходимостью.

Такой формат позволяет в полной мере реализовать преимущества как центра, так и отдаленных районов, способствует росту числа клиентов и скорости узнавания бренда.


Решения
Фастфуд для гостей, а не для себя
Истории успеха
Эффект Chipotle в действии
Решения
Наглядное пособие для новичков стритфуда