Ресторанные ведомости Restoranoff
ProFastFood
Особенности национального франчайзинга

Сеть

Особенности национального франчайзинга

Франчайзинг в России набирает обороты, однако в нашей стране в этой области присутствует своя специфика.

Danila_Lobachev.jpgДанила ЛОБАЧЕВ,
руководитель управления
по франчайзингу 
«Г.М.Р. Планета Гостеприимства»:

— Говоря о российском франчайзинге, можно отметить несовершенство нашего законодательства в этом вопросе, а также невысокий уровень понимания данной модели как эффективного средства развития бизнеса. 

Бюрократическая система, непрозрачная система взаимоотношений, несоблюдение правил ведения дела, уход от налогов — подобные аспекты, которые пока еще присутствуют в отечественной практике, препятствуют цивилизованному развитию франчайзинга в нашей стране.

Еще один важный момент — инвестиции. Если говорить о ресторанном бизнесе, то их размер колеблется от 1,5 до 30 миллионов рублей, средние вложения составляют 10 миллионов рублей. Основные расходы франчайзера — паушальный взнос, роялти и маркетинговый бюджет плюс, на этапе открытия, инвестиционные вложения.

Удачными решениями для развития франшизы являются программы кредитования малого бизнеса, а также лизинг на оборудование. Сейчас эти инструменты активно начали развивать «Сбербанк» с программой «Бизнес-старт» и ОАО «ВЭБ-лизинг» с программой приобретения оборудования в лизинг.

При продвижении бренда необходимо детально описать сам продукт, что именно вы продаете, для кого и кому, тогда ваши будущие партнеры смогут сделать правильный выбор. Нужно рассказать о ваших конкурентных преимуществах, сделать акцент на том, что вы можете предложить партнеру.

Обязательно следует проговорить все условия коммерческой сделки — в частности, услуги, которые вы оказываете франчайзи, это способствует принятию решения. Чем больше услуг за меньшие деньги вы окажете партнеру, тем больше шансов, что захотят работать именно с вами. Очень важно дать подробные объяснения этапов взаимодействия, особенно на стадии открытия.

При работе с регионами условия, как правило, стандартны. Отличия могут быть в ценообразовании — мы, например, стараемся поддерживать единые цены, но всегда обращаем внимание на потребительскую корзину того или иного региона. Кроме того, даем нашим партнерам возможность использовать небольшое количество местных блюд, которые популярны и пользуются спросом там, где работает партнер. Однако такие вопросы мы тщательно прорабатываем, оцениваем все плюсы и минусы.

Главная трудность для франчайзи на начальном этапе — трезво оценить свои силы, возможности, желание заниматься этим бизнесом и принять правильное решение о сотрудничестве. 

Второй пункт — выбор помещения и его компетентная оценка. Франчайзи, как правило, хорошо знают свой регион, но не всегда могут адекватно оценить привлекательность площадки.

В любом бизнесе очень важно быть как можно ближе к покупателю, иначе потребуются слишком большие вложения в маркетинг, чтобы создать поток клиентов.

Еще одно затруднение связано с логистикой. Этот вопрос нужно детально проговаривать отдельно, применительно к каждому региону. Наша страна большая, стоимость логистики может зависеть не только от расстояния, но и от способа доставки. Тут очень важно просчитать все затраты, правильно сформировать складские запасы с учетом того, что поставка может занимать как три дня, так и три недели. Кроме того, надо принимать во внимание перебои, связанные с доставкой необходимой продукции. 

Конечно, любой франчайзер работает с несколькими поставщиками, однако все равно нужно предусматривать любые возможные варианты.

Укомплектованность ресторана квалифицированным персоналом — важный аспект, который значительно влияет на успешность бизнеса. И в этом смысле актуальны прежде всего поиск персонала и правильная его оценка. 

Франчайзи не всегда может самостоятельно сформировать мнение о том, кто у него должен работать. Задача франчайзера — помочь создать профиль для каждой штатной единицы, и уже под него франчайзи будет самостоятельно искать нужного человека.

Зачастую в этом кроется самая большая трудность — франчайзи находят людей, обучают их, вкладывают в персонал деньги, а сотрудники через некоторое время увольняются, и приходится начинать все заново.

Решения
Фастфуд для гостей, а не для себя
Истории успеха
Эффект Chipotle в действии
Решения
Наглядное пособие для новичков стритфуда