
От культа к культуре
Наталья СМЕТАНИНА, менеджер по категориям и исследованиям рынка «Лантманнен Юнибэйк Россия», считает, что развитие культуры питания вне дома — социально значимая задача, ведь развитый сектор услуг констатирует развитость экономической системы в целом.
Каждое новое поколение россиян потребляет все больше еды вне дома. С чем это связано? Питание вне дома удовлетворяет очень сложный комплекс потребностей. У горожан часто нет ни времени, ни желания готовить пищу дома. Неудивительно, что многие люди стали предпочитать питаться вне дома. Однако для многих это еще и способ отдохнуть и пообщаться в кругу друзей, родственников и пр.
Характерными чертами нынешнего состояния рынка являются его неоднородность и разносторонний охват практически всех целевых аудиторий потребителей: по уровню доходов, по возрасту, полу, по социальному статусу, интересам и пр.
Доступные блюда
Рестораторы делают все возможное, чтобы привлечь внимание гостей. Они стараются не только удовлетворить физическую потребность в утолении голода, но и создать эмоциональную связь с потребителем, предлагая все новые форматы заведений: предлагают бизнес-ланчи, запускают новые концепции и в фастфуде, и в более премиальных направлениях. Основная идея — предложить гостю еду ресторанного качества по более доступным ценам. Следуя последним трендам, все больше ресторанов вводит в свое меню бургеры — это модно, вкусно и недорого, что особенно актуально сейчас.
Широкий выбор
Фри-фло (свободное перемещение) также претерпевает изменения. Отличительные характеристики таких форматов — наличие открытой кухни, принцип самообслуживания и широкий выбор предлагаемых блюд. Рестораны национальной кухни открывают возможность для посетителей приобщиться к ранее неизведанной культуре. Многие заведения предлагают русскую кухню нового поколения, сочетая классические блюда и современные форматы подачи.
Ближе к гостю
Рост спроса на пивные рестораны и пабы, расположенные в спальных районах, объясняется нежеланием гостей ехать через весь город, чтобы посидеть в любимом заведении. В связи с активным ростом сегмента кофеен и кофе навынос наблюдается существенный спрос на горячую выпечку и круассаны. Развитие сегмента кафе на заправках — еще один растущий сегмент рынка, который составляет конкуренцию классическим заведениям. Разнообразие ресторанов и концепций привлекает все больше посетителей, и появляется широчайший выбор, какую кухню предпочесть, где провести время с друзьями.
Мотивация
Согласно последним европейским тенденциям, именно желание пообщаться является ключевым драйвером развития ресторанной индустрии. Стритфуд-заведения, fast casual рестораны и кофейни воспринимаются как места для встреч с друзьями, семейных выходов, делового общения.
Российский рынок общественного питания динамично развивается и все еще находится в стадии становления. И, как следствие, посещение кафе и ресторанов общественного питания включает в себя не только мотивацию общения, но и поиск заведения, где можно поесть относительно быстро и экономично.