
«Крошка Картошка»
Идея картофельного стрит-фуда пришла в голову Виталию, а технологию приготовления партнеры отыскали в Турции. Там им приглянулось популярное блюдо "Кумпир" – та самая фаршированная картошка, которая стала основой меню популярной сети.
Ноу-хау заключается в том, что картошка готовится при непосредственном участии покупателя. В одноразовый контейнер продавец кладет горячую испеченную картофелину, надрезает ее, добавляет масло и тертый сыр, размешивает, а затем на выбор клиента добавляет наполнители.
На реализацию идеи ушло девять месяцев. Разрабатывалась технология приготовления продукта, подбирались оборудование, автовагоны… В создание первых двух автокафе на базе вагончика "Купава" Конончук и Науменко вложили все свои деньги.
И тут грянул экономический кризис.
Первый зеленый фургон появился возле станции метро "Динамо" 26 августа 1998 года. В этот день выручка оказалась настолько маленькой, что ее не хватало даже на закупку новой партии ингредиентов. В бизнес-план была заложена цена порции $4, но продавать пришлось всего за четверть доллара. Какая уж тут прибыль…
Поварами-продавцами в "Крошке Картошке" первые несколько месяцев работали жены пионеров русского фастфуда. Они собственноручно замешивали салаты, наполняли начинкой печеный картофель и подавали покупателям. В дело вошла даже теща Андрея Конончука, которая, вооружившись ножом, готовила полуфабрикаты на съемной квартире.
Сами Конончук и Науменко в это время прочесывали московские рынки, разыскивая и отбирая картофельные клубни подходящего размера (250–300 г). Одновременно они успевали планировать открытие кухонных цехов по приготовлению наполнителей, арендовать овощехранилища, заключать договоры напрямую с фермерскими хозяйствами…
Такая база позволила компании уже в 1999 году начать продажу франшиз.
Первым франчайзи стали друзья – бывшие партнеры по "модному" бизнесу, тоже внезапно решившие открыть свои автокафе. Была придумана следующая схема: франчайзи оплачивают оборудование шести фургонов, четыре из них забирают себе, платят за их аренду, использование фирменного стиля и закупают ингредиенты у франчайзера. С этого момента у "Крошки Картошки" появилась узнаваемость и начался быстрый рост сети.
Спустя два года "Крошка Картошка" стала открывать точки на фудкортах торговых центров (первая открылась в ТЦ "Глобал Сити" в апреле 2001-го) и стационарные павильоны, выстраивая бизнес в новом формате. Ассортимент продукции здесь был расширен. В меню помимо запеченного в фольге картофеля появились салаты и закуски, супы, горячие блюда, бутерброды, десерты и напитки.
Создание и открытие первой стационарной точки обошлось дорого. Предприниматели шли на риск: по их опыту, автокафе окупалось в среднем за 3 месяца, стационар – не менее чем за год. Кроме того, на этом поле "Крошка Картошка" вступила в конкуренцию за потребителя с крупными сетевыми игроками. Здесь привычные "уличные" методы не работали, и в итоге для решения задачи по повышению продаж на фудкортах был приглашен специалист из компании "Макдоналдс".
Риск и вложения себя оправдали – благодаря новому, стационарному, формату развитие сети резко вышло на качественно новый уровень. В 2003 году все усилия компании были сконцентрированы на «завоевание» фудкортов, и всего за год их число выросло втрое – с пяти до пятнадцати…
Развитие сети в формате стационаров остается приоритетом и сегодня. Его преимущества очевидны: более четкое соблюдение высоких стандартов качества, квалифицированный персонал, жесткий контроль.
Региональное строительство сети идет по отработанной схеме франчайзинга. В итоге за 14 лет открыто более 300 предприятий "Крошка Картошка" (автокиоски, павильоны и стационарные кафе) в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Сергиевом Посаде, Сургуте, Тюмени, Киеве.
Впрочем, есть и исключения – осенью 2011 года "Крошка Картошка" купила популярную самарскую сеть "Пан Картофан", состоящую из двух стационарных точек, одного павильона и 18 автокиосков, а также заведений в Ижевске и Нижнем Новгороде, работающих по франчайзингу.
Число сотрудников компании сегодня превышает 4 000. Ежегодно все точки сети обслуживают более 14 млн человек.
По данным экспертов, "Крошка Картошка" оценивается сегодня в сумму более $100 млн.
Компания имеет сертификат ФРиО (Федерации Рестораторов и Отельеров), обладает множеством почетных дипломов и наград.