
«Теремок – Русские блины»
Собственно, идея для бизнеса уже была – незадолго до экономических потрясений Михаил съездил в Париж, где на Елисейских полях и разглядел в многочисленных уличных блинных формат своего будущего предприятия.
Ресторанный рынок в целом, и сегмент фастфуда в частности, в России того времени был практически пуст, и блины стали для него по-настоящему революционной идеей.
Однако ее воплощение оказалось не таким уж простым.
Первой проблемой стало блинное тесто. Нужный рецепт, основанный только на натуральных и свежих ингредиентах, был найден после долгих поисков и многочисленных неудачных экспериментов.
Второй вопрос вызвали начинки. Если с вареньем, сметаной и медом все было очевидно, то со сложными начинками тоже пришлось поломать голову. Тут огромную помощь оказала мама Михаила Гончарова, которая фактически взяла на свои плечи обязанности бренд-шефа.
Наконец, третьим непростым моментом стало оборудование, положенное в основу технологического процесса. Были необходимы специальные большие плиты, но найти их оказалось крайне сложно. Компании-поставщики до этого просто не сталкивались с вопросом выпечки блинов и продавали это оборудование в основном для разогрева готовых блюд. Так что поиски плит тоже отняли довольно много усилий.
В итоге, имея неплохой по тем временам стартовый капитал в 80 000 долларов, в начале 1999 года предприниматель открыл первую точку на базе мобильного киоска «Тонар» на оживленном Ленинградском проспекте.
За ней быстро последовали еще два столичных «Теремка», в сентябре того же года в Москве на базе пекарни, расположенной на территории бывшего магазина, был запущен большой производственный цех, а в конце осени фирменный киоск «Теремка» появился в Санкт-Петербурге.
Работа строилась так. Рано утром несколько «Газелей» развозили по точкам полуфабрикаты – тесто и начинки. Каждый киоск был оборудован плитой, охлаждаемым прилавком, холодильной витриной, разливной колонкой для кваса, и процесс выпечки блинов происходил в самом «Теремке».
Кстати, в первые месяцы работы выяснилось, что мобильные киоски дают совершенно неожиданное преимущество. Из-за отладки технологии качество блинов не всегда получалось стабильным, но благодаря большому потоку клиентов не все покупатели обращали на это внимание, а если и замечали какие-то недостатки, то им на смену приходили другие. Словом, формат подразумевал определенную гибкость.
Впрочем, основным ориентиром по качеству и санитарии для Михаила Гончарова стал «Макдоналдс», так что этим вопросам он уделял повышенное внимание и с возникающими технологическими нюансами разобрался достаточно быстро. Не случайно у «Теремка» практически сразу образовалась большая – около половины покупателей – аудитория постоянных клиентов.
Конкурентов на тот момент по-прежнему было немного – основными стали «Крошка Картошка» и «Стефф», однако они предлагали совсем иные продукты: соответственно, печеный картофель и хот-доги. Поэтому места на рынке хватало всем – через одну точку «Теремка» в Москве в зависимости от месторасположения в день проходило 150 – 300 покупателей.
К началу 2001 года в сеть входили уже 15 киосков в Москве и 12 – в Санкт-Петербурге, а в октябре в столице открылась первая стационарная мини-блинная «Теремок». Новый формат позволил расширить ассортимент, и «Теремок» стал предлагать покупателям салаты, супы, каши, десерты.
В 2003 году открылся первый «Теремок» на фудкорте бизнес-центра, и с тех пор основным форматом предприятия стал именно стационарное предприятие (хотя из-за дефицита помещений уличные киоски тоже не утратили своей актуальности).
На сегодняшний день в компании работают более 2 000 человек.